У каждого человека, живущего на Земле, есть свое представление о любви - Ты меня любишь? – спрашивает девушка своего парня, а в ее сознании это звучит как: «Ты испытываешь потребность во мне, ты считаешь, что я самая лучшая?» - Конечно, моя дорогая, - отвечает парень, а в его сознании звучит мысль: «Да, я обожаю заниматься с тобой сексом!» Так начинаются маленькие трагедии, которыми часто заканчивается любовь. Гейне писал: «Ангелы зовут это небесной отрадой, черти – адской мукой, а люди – любовью.» Положение, при котором предмет спора неуловим и изменчив, мало кому понравится, что нашло отражение в остроумном сравнении Франсуа Ларошфуко:
«Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел».
Другие люди всегда признавали материальность любви, однако понимали, что выразить ее в едином образе не представляется возможным. Так, румынский художник Штефан Лукьян вполне справедливо писал:
«Любовью именуют и разнузданное наслаждение, и целомудренную привязанность».
В плане лучшего понимания любви интересны работы американского психолога Зика Рубина, который предложил свою методику предсказания развития взаимоотношений влюбленной пары на основе двух мотивов: любви и расположения, т.е. он разделил «люблю» и «нравится». Уже в обыденной речи «любовь и «расположение» различаются не только количественно (любовь как высшая степень расположения), но и качественно. В расположении преобладает оценочный момент. Нравиться может только тот, кто обладает какими-то положительными или желаемыми качествами (в данном случае неважно – реальными или воображаемыми). А в любви это необязательно.
Любовь – не расположение, а напряженная потребность в данном человеке, страстное желание обладать им, заботиться о нем, быть ему нужным независимо от оценки его качеств. Любимый может и не нравиться, а тот, кто нравится, далеко не всегда любим. Руководствуясь этими идеями, Рубин разработал две отдельные шкалы – любви и расположения, по 13 пунктов в каждой. Шкала любви включает пункты, измеряющие степень привязанности («Если мне одиноко, моя первая мысль – разыскать Х»), з аботы(«Если бы Х чувствовал себя плохо, мой первейший долг был бы поддержать его») и интимности(«Я чувствую, что могу буквально во всем довериться Х»). Шкала расположения измеряет, насколько благоприятно испытуемый оценивает данного человека по ряду качеств (зрелость, приспособленность, интеллект, здравомыслие) и насколько он склонен считать этого человека похожим на себя. Применение этих шкал к 182 парам студентов Мичиганского университета, связанным отношениями ухаживания, показало, что «любовь» и «расположение» действительно не совпадают, причем показатели по шкале любви позволяют предсказать вступление молодых людей в брак гораздо точнее, чем показатели шкалы расположения.